Журнал INDIVID

КАКАЯ ФАКТУРА!

ЖИЗНЬ
Шероховатые поверхности, объемные прожилки деревянного стола или напольной доски, фактурные, как трава, ткани диванов и кресел – все это, по мнению дизайнера интерьеров и гештальт-терапевта Татьяны Одинцовой, про контакт с природой. О том, как создаются современные и экологичные интерьеры, читайте в интервью с ней.
Говорят, что, изменяя свое пространство, человек меняется сам. Так ли это? Или сначала меняется человек, а следом за этим возникает желание трансформировать интерьер?

– Оба варианта возможны. Наша жизнь – целостный и взаимосвязанный процесс, как личность влияет на мир, так и мир на личность. Очевидно, что, трансформируясь, человек уже не помещается в старые рамки и меняет все вокруг себя, в том числе и интерьер. Но, по своему опыту могу сказать, что с помощью грамотно созданного пространства тоже можно пересмотреть жизнь, привычки, ощущения. Элементарно: как только у меня появилась удобная кухня, я тут же обнаружила, что, оказывается, люблю готовить. Как только у дивана будет стоять удобный столик с коллекцией книг и альбомов, вы будете откладывать телефон, выбирая другую эстетику. Или вы обнаружите, как вы красивы, и полюбите себя чуть больше с правильным освещением у зеркал в доме.
Экологичное пространство и экостиль: как не запутаться в терминологии? Что из этого чаще выбирают заказчики?

– Понятия чистых стилей в современном интерьере отсутствует, но для удобства диалога мы, и правда, даем иногда поверхностные названия тем или иным трендам и веянием. Если вбить в поисковик «экостиль» вам выпадут картинки следующего характера: светлый интерьер, деревянные текстуры и растения. Подобный нейтральный визуал действительно существовал более 10 лет назад, но сейчас он точно будет выглядеть устаревшим. А вот что касается глобального тренда на умеренное потребление и на заботу о природе, который отражается и в локальных интерьерных трендах, то он будет актуален столько же, сколько мы продолжим жить на этой планете. Но это совсем не про деревянные поверхности, рейки и зелень.
У любого стиля есть ряд характерных особенностей в декоре, благодаря которым мы точно можем сказать: «Это зеркало в стиле ар-деко». Есть ли какие-то характерные черты у экологичного дизайна?

– Экологичный интерьер в современном прочтении подразумевает, скорее, философию жизненного подхода, которая в свою очередь находит отражение в отделочных материалах, и в цветах и формах, в декоре и прочем.

Цвета, текстуры. Вы можете выбрать нейтральные природные оттенки, «мягкий минимализм», а можете выбрать буйство цвета и эклектику. Но во всех вариантах в современном «экологичном» интерьере важны фактуры. Мне как не только дизайнеру, но и гештальт-терапевту это абсолютно понятно. Во-первых, современный человек много времени проводит в городе, в ярких огнях, звуках, трогая глянцевые поверхности экранов телефона и пластиковые столешницы офисных столов. Тактильный интерьер это про контакт с природой, которого нам так не хватает, про замедление. Конечно же, это экологично для человека в первую очередь.

Винтаж, антиквариат, ресейл. Вот что уж точно является признаком «экологичного» интерьера, так это вторичное потребление. Мебель от наших бабушек и дедушек, бережно отреставрированная или даже оставленная в своем историческом очаровании со всеми недостатками. Люстры, купленные на ресейл-платформах, уникальные и индивидуальные, в противовес массовому производству и потреблению реплик и одинаковых безликих дизайнов.

Ресайкл. Все больше дизайнеров экспериментируют с производством изделий из переработанного пластика, бумаги, металла и предметы эти вполне доступны к покупке в интерьер и, конечно же, это признак «экологичного» интерьера.

Предметы быта, имеющие отношение к личности заказчика, а не к мимолетным трендам. Что может быть более экологичным, чем окружить себя вещами, которые любишь, которые радуют твой глаз и будут продолжать радовать много лет. Совершенно неэкологично покупать новый декор в квартиру или дом, в погоне за мимолетными трендами, задача дизайнера в данном случае: вписать в пространство заказчика его любимые предметы мебели и декора органично и красиво, а не вынести это все на склад, спрятать и расставить новые вазочки и рамочки из интернет магазинов.
В своих проектах вы используете элементы, найденные в винтажных магазинах или на блошиных рынках. Что первично: осознанное потребление и возможность дать новую жизнь вещам, поиск ключей к той или иной эпохе, желание рассказать историю с помощью предметов?

– Для меня первична эмоция от находки, как у меня, так и у моего заказчика. Конечно, винтаж, как мы уже обсудили это умеренное потребление, но ведь поиск индивидуальных старинных вещей, которых нет ни у кого именно в том виде, в котором вещь сейчас это большой азарт и игра! Это как найти какое-то сокровище, которое в дальнейшем ещё и каждый день будет радовать глаз. Это вклад в эмоциональное состояние моих заказчиков.

И как почувствовать тут тонкую грань между старьем и очаровательной вещицей с историей?

– Я думаю, что грань эта в функциональности предмета. Как только кресло, разваливающееся на глазах, проходит реставрацию, из старья оно превращается в очаровательную вещь с историей. И опять-таки, всё субъективно, опирайтесь на чувства при поиске и приобретении вещей, даже если кому-то вещь покажется странной, а вам она радует глаз, то и ради бога, вы ведь приобретаете её для себя!

Помимо дизайнерской деятельности ваша сфера интересов – психология. Дополняют ли эти профессии друг друга?

– Очень дополняют, обе эти профессии для людей и про любовь к ним. В целом, они похожи, просто методы разные, поэтому я свободно перемещаюсь из одной в другую и объединяю их. В профессии дизайнера изначально есть эта психотерапевтическая составляющая – нужно уметь слушать, слышать, чувствовать, понимать потребности другого человека, быть в диалоге и в контакте. Так что это точно бонус!

Что для вас является профессиональным вызовом, что в работе может заставить ваши глаза заблестеть?

– Обожаю сложные задачки, которые заставляют мои мозги поскрипеть и простроить новые нейронные связи, любые: от странных планировочных решений, до нестандартных объектов декора. Любая техническая сложность при создании проекта для меня вызов, который я принимаю играючи и с интересом, в этих маленьких «кризисах» рождаются интересные идеи. А еще мои глаза блестят там, где есть свобода творчества и доверие ко мне, как к профессионалу, там, где есть равный диалог с заказчиком.