В этом году грандиозным концертом свое творческое 90-летие отметил музыкант и композитор Николай Агутин. О том, как оставаться в форме, работать со звездами и почему любовь к музыке сильнее времени — легендарный исполнитель рассказал в своем интервью Сергею Чикунову.
— Ваше праздничное выступление в концертном зале «Москва» оставило неизгладимое впечатление: на одной сцене выступили ваши коллеги, ученики, а также молодые звезды российской эстрады. Какие эмоции вы испытывали, собрав всех вместе?
— В такие моменты в памяти возникает калейдоскоп событий: где, когда и что происходило. Например, со Львом Лещенко мы встречались на разных площадках не один раз. И меня всегда восхищала его форма — и визуальная, и внутренняя. Он большой молодец. Благодаря ему многие песни обрели новую жизнь. Что касается организации, конечно, это дело для нас привычное, потому что мы сталкиваемся с ним постоянно, сколько работаем.
— Вы организовывали масштабные концерты для самых разных исполнителей. Всегда ли удавалось понять друг друга? Были ли сложности?
— Расскажу историю про Дмитрия Маликова. Раньше я делал для него много концертов, мой Леонид, кстати, начинал у него на разогреве. И в какой-то момент, когда Леня стал собирать больше цветов после выступления, Дмитрий обратился ко мне с недовольством: «Почему ты мне все время ребят ставишь? Мне нужны девочки на разогреве». А я на тот момент директор, веду ГИТИС как режиссер, собираю стадионы, дворцы, делаю крупные концерты. Я ему говорю: «Дим, я понял тебя. Я твое творчество люблю, но, поскольку у тебя есть маленькая претензия ко мне, давай найдем другие команды». В жизни так бывает. Мы не ссорились, просто поговорили, поняли друг друга и на какое- то время прекратили совместную работу.
— Если брать крупные концерты, какие вам запомнились больше всего?
— Помню, как впервые взял Женю Белоусова. Тогда у него было только две песни, и я попросил его написать еще одну для выступления. Так и появилась «Девочка моя синеглазая». Я запланировал стадион. Я знал, что он его соберет, потому что Женя взлетел невероятно. Пригласил Муромова, Малежика, Серова, Зарубину с хитом «На теплоходе музыка играет» и других известных исполнителей. По итогу концерт до появления Белоусова длился два часа десять минут. И, когда все напелись, на грузовике, который ездит по беговой дорожке, появляется Женя, поет три песни и «Синеглазую» дважды на бис. После грузовик уезжает за пределы стадиона, но все довольны, потому что концерт шел два с половиной часа. Я никогда на этом не экономил, брал столько артистов, сколько считал нужным для полноценного концерта, особенно если исполнитель, на которого идет народ, поет только три песни. Еще один пример. Десять дней подряд мы собирали стадион с Зарубиной и программой «На теплоходе музыка играет». Ольга всегда пела в конце, но перед ней выступали массивные глыбы эстрады. Ведь главное, чтобы народ был доволен. А взять побольше в карман и выпустить непонятно кого — нет, так нельзя. Вот там уже после концерта потребуется стоматолог или травматолог.
— В такие моменты в памяти возникает калейдоскоп событий: где, когда и что происходило. Например, со Львом Лещенко мы встречались на разных площадках не один раз. И меня всегда восхищала его форма — и визуальная, и внутренняя. Он большой молодец. Благодаря ему многие песни обрели новую жизнь. Что касается организации, конечно, это дело для нас привычное, потому что мы сталкиваемся с ним постоянно, сколько работаем.
— Вы организовывали масштабные концерты для самых разных исполнителей. Всегда ли удавалось понять друг друга? Были ли сложности?
— Расскажу историю про Дмитрия Маликова. Раньше я делал для него много концертов, мой Леонид, кстати, начинал у него на разогреве. И в какой-то момент, когда Леня стал собирать больше цветов после выступления, Дмитрий обратился ко мне с недовольством: «Почему ты мне все время ребят ставишь? Мне нужны девочки на разогреве». А я на тот момент директор, веду ГИТИС как режиссер, собираю стадионы, дворцы, делаю крупные концерты. Я ему говорю: «Дим, я понял тебя. Я твое творчество люблю, но, поскольку у тебя есть маленькая претензия ко мне, давай найдем другие команды». В жизни так бывает. Мы не ссорились, просто поговорили, поняли друг друга и на какое- то время прекратили совместную работу.
— Если брать крупные концерты, какие вам запомнились больше всего?
— Помню, как впервые взял Женю Белоусова. Тогда у него было только две песни, и я попросил его написать еще одну для выступления. Так и появилась «Девочка моя синеглазая». Я запланировал стадион. Я знал, что он его соберет, потому что Женя взлетел невероятно. Пригласил Муромова, Малежика, Серова, Зарубину с хитом «На теплоходе музыка играет» и других известных исполнителей. По итогу концерт до появления Белоусова длился два часа десять минут. И, когда все напелись, на грузовике, который ездит по беговой дорожке, появляется Женя, поет три песни и «Синеглазую» дважды на бис. После грузовик уезжает за пределы стадиона, но все довольны, потому что концерт шел два с половиной часа. Я никогда на этом не экономил, брал столько артистов, сколько считал нужным для полноценного концерта, особенно если исполнитель, на которого идет народ, поет только три песни. Еще один пример. Десять дней подряд мы собирали стадион с Зарубиной и программой «На теплоходе музыка играет». Ольга всегда пела в конце, но перед ней выступали массивные глыбы эстрады. Ведь главное, чтобы народ был доволен. А взять побольше в карман и выпустить непонятно кого — нет, так нельзя. Вот там уже после концерта потребуется стоматолог или травматолог.
НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК — ТОТ, КТО ГОТОВ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ, КТО ЖИВЕТ С ДОСТОИНСТВОМ. И ЭТО, Я ДУМАЮ, И ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ
— Какое значение для вас имеет личное участие и руководство Международной академией музыки Николая Агутина? Как вы видите развитие музыкального образования в России и роль вашей школы в этом процессе?
— Еще до появления академии я думал о том, что есть дети из малоимущих семей, дети с аутизмом, у которых нет ни средств, ни возможности попасть в какое-нибудь учебное заведение. Мне безумно жаль таких людей. В своем детстве я ходил в танцевальный кружок, занимался вокалом, участвовал в концертах и мероприятиях. У меня была насыщенная и кипучая жизнь. А сейчас куда ни глянь — везде деньги. И здесь сталкиваются два понятия, которые кажутся несовместимыми. С одной стороны, нужно учиться. С другой стороны, это требует финансовых затрат. Где найти баланс? Я решил, что открою школу, которую дети из малоимущих семей и дети с аутизмом смогут посещать бесплатно. Это было моей мечтой, и я ее осуществил.
— Поделитесь секретом творческого долголетия. Как это у вас все происходит?
— Надо следить за формой. С телом важно дружить: если не делать этого, оно начнет бунтовать. Я следую своим принципам, понимаю, что делаю все по-своему. Например, я не просто распеваюсь, а делаю это осознанно. Когда выхожу на сцену, я уже не думаю, а просто работаю.
— Ваша музыка трогает сердца поколений. Как вы думаете, в чем секрет: в профессионализме или в том, что вы поете именно от души?
— Профессионализм, конечно, важен — у меня за плечами два музыкальных вуза, и это база, фундамент. Но, если честно, без сердца музыка мертва. Я всегда пел о жизни, о том, что волнует каждого: о любви, о женщине, о том, как важно чувствовать и понимать друг друга. Женщина, как я думаю, всегда достойна восхищения и поддержки, даже если у нее есть свои маленькие «заморочки». Мужчина обязан быть рядом, помогать ей почувствовать себя красивой, умной, талантливой. Без этого нет ни диалога, ни настоящих отношений, ни тем более любви. Не зря же поэты веками слагали оды и поэмы во имя женщины и во имя любви.
— Еще до появления академии я думал о том, что есть дети из малоимущих семей, дети с аутизмом, у которых нет ни средств, ни возможности попасть в какое-нибудь учебное заведение. Мне безумно жаль таких людей. В своем детстве я ходил в танцевальный кружок, занимался вокалом, участвовал в концертах и мероприятиях. У меня была насыщенная и кипучая жизнь. А сейчас куда ни глянь — везде деньги. И здесь сталкиваются два понятия, которые кажутся несовместимыми. С одной стороны, нужно учиться. С другой стороны, это требует финансовых затрат. Где найти баланс? Я решил, что открою школу, которую дети из малоимущих семей и дети с аутизмом смогут посещать бесплатно. Это было моей мечтой, и я ее осуществил.
— Поделитесь секретом творческого долголетия. Как это у вас все происходит?
— Надо следить за формой. С телом важно дружить: если не делать этого, оно начнет бунтовать. Я следую своим принципам, понимаю, что делаю все по-своему. Например, я не просто распеваюсь, а делаю это осознанно. Когда выхожу на сцену, я уже не думаю, а просто работаю.
— Ваша музыка трогает сердца поколений. Как вы думаете, в чем секрет: в профессионализме или в том, что вы поете именно от души?
— Профессионализм, конечно, важен — у меня за плечами два музыкальных вуза, и это база, фундамент. Но, если честно, без сердца музыка мертва. Я всегда пел о жизни, о том, что волнует каждого: о любви, о женщине, о том, как важно чувствовать и понимать друг друга. Женщина, как я думаю, всегда достойна восхищения и поддержки, даже если у нее есть свои маленькие «заморочки». Мужчина обязан быть рядом, помогать ей почувствовать себя красивой, умной, талантливой. Без этого нет ни диалога, ни настоящих отношений, ни тем более любви. Не зря же поэты веками слагали оды и поэмы во имя женщины и во имя любви.
Я ВСЮ ЖИЗНЬ УЧИЛСЯ, ЛЮБЛЮ ЭТО ДЕЛО. ДА И СЕЙЧАС БЫ Я С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОУЧИЛСЯ, ЕСЛИ БЫЛО БЫ У КОГО
— Если бы любовь можно было сравнить с мелодией, какая музыка лучше всего описала бы вашу?
— У любви, как и у музыки, есть и минорные, и мажорные ноты. Минор часто приносит умиротворение, задумчивость, он подходит к ритуалам, к тихим моментам жизни. А мажор — это весна, радость, свет, энергия души. Это настроение праздника, улыбки и движения вперед. В настоящей любви есть все — и светлая радость, и тихая грусть. Но если отношения построены на уважении и благородстве, то из этой гармонии рождается счастье.
— Вы живете долгую насыщенную жизнь в окружении музыки. Как вы думаете, любовь — это источник творчества или его итоговое произведение?
— Любовь всегда рождается первой. А музыка уже следует за ней, становится ее сопровождением, дыханием. Когда любишь, хочется летать, хочется быть лучше, щедрее, благороднее. Без благородства любовь теряет глубину, поэтому наши предки так ценили честь и достоинство. Эти качества заставляли людей совершать подвиги, защищать близких, оставаться верными своим принципам. И это не пустые слова: любовь воспитывает человека, учит его понимать мир, стремиться к знаниям, к добру. Настоящий человек — тот, кто готов помочь ближнему, кто живет с достоинством. И это, я думаю, и есть отражение настоящей любви.
— Улыбка — важная часть работы артиста, наверное, так можно сказать. Считаете ли вы, что красивая и здоровая улыбка влияет на уверенность и на сцене, и в жизни?
— Сразу вспоминается песня Шаинского «От улыбки станет всем светлей». Когда человек улыбается — уже хорошо, ведь это значит, что от него не надо ждать никакого подвоха. Еще улыбка — важный показатель здоровья. Но чтобы она была естественной и красивой, нужно регулярно посещать стоматолога. Улыбаться с плохими зубами, грубо говоря, неудобно. И внутренне, и внешне. Поэтому визиты к врачу и здоровые зубы — неотъемлемая часть жизни. Когда все проходит успешно, довольны все: тот, кто видит улыбку, тот, кто улыбается, и тот, кто помогает ее создать.
— У любви, как и у музыки, есть и минорные, и мажорные ноты. Минор часто приносит умиротворение, задумчивость, он подходит к ритуалам, к тихим моментам жизни. А мажор — это весна, радость, свет, энергия души. Это настроение праздника, улыбки и движения вперед. В настоящей любви есть все — и светлая радость, и тихая грусть. Но если отношения построены на уважении и благородстве, то из этой гармонии рождается счастье.
— Вы живете долгую насыщенную жизнь в окружении музыки. Как вы думаете, любовь — это источник творчества или его итоговое произведение?
— Любовь всегда рождается первой. А музыка уже следует за ней, становится ее сопровождением, дыханием. Когда любишь, хочется летать, хочется быть лучше, щедрее, благороднее. Без благородства любовь теряет глубину, поэтому наши предки так ценили честь и достоинство. Эти качества заставляли людей совершать подвиги, защищать близких, оставаться верными своим принципам. И это не пустые слова: любовь воспитывает человека, учит его понимать мир, стремиться к знаниям, к добру. Настоящий человек — тот, кто готов помочь ближнему, кто живет с достоинством. И это, я думаю, и есть отражение настоящей любви.
— Улыбка — важная часть работы артиста, наверное, так можно сказать. Считаете ли вы, что красивая и здоровая улыбка влияет на уверенность и на сцене, и в жизни?
— Сразу вспоминается песня Шаинского «От улыбки станет всем светлей». Когда человек улыбается — уже хорошо, ведь это значит, что от него не надо ждать никакого подвоха. Еще улыбка — важный показатель здоровья. Но чтобы она была естественной и красивой, нужно регулярно посещать стоматолога. Улыбаться с плохими зубами, грубо говоря, неудобно. И внутренне, и внешне. Поэтому визиты к врачу и здоровые зубы — неотъемлемая часть жизни. Когда все проходит успешно, довольны все: тот, кто видит улыбку, тот, кто улыбается, и тот, кто помогает ее создать.